Кафедра изобразительного искусства

На кафедре изобразительного искусства преподается несколько дисциплин: история изобразительного искусства, история театрально-декорационного искусства, история костюма, а также практический курс "Работа режиссёра с художником".

Создание кафедры изобразительного искусства ведет свой отсчет со времени назначения Николая Михайловича Тарабукина (1889-1956), историка и теоретика искусства, педагога. История искусства традиционно читалась для студентов всех специальностей ГИТИСа, но именно Н. М. Тарабукин разрабатывает специфические подходы преподавания искусствоведческих дисциплин для студентов разных театральных профессий.

М. Л. Нейман (1911-1975), доктор искусствоведения, профессор, руководил кафедрой после Тарабукина. Основной сферой его интересов как учёного стало агитационно-массовое искусство первых послереволюционных лет. Этому явлению советского искусства, соединившему в себе изобразительное искусство и театр, было посвящено его многолетнее исследование, отразившееся в целом ряде статей, разделах в учебниках и историях искусства. А. И. Морозов руководил кафедрой с 1975 по 1981 год. 

С 1981 года по настоящее время кафедрой руководит Е. Г. Короткевич. Е. Г. Короткевич окончила искусствоведческое отделение МГУ им М. В. Ломоносова (1966), аспирантуру ВНИИ искусствознания МК РСФСР (I970), кандидат искусствоведения, доцент, Заслуженный работник культуры РФ, член Международной ассоциации искусствоведов (AICA). Работает в области художественной критики, опубликовала ряд монографий о современных художниках ("Татьяна Яблонская", "Борис Берзиньш", "Елена Романова"). Занимается проблемами популяризации изобразительного искусства, что естественно связано с предшествующей работой в Государственной Третьяковской галерее ("ГТГ. Живопись" М., l973).

В различное время на кафедре работали В. Н. Мюллер, К. А. Степанова, Г. В. Плетнёва. А. К. Якимович, М. М. Красилин, Л. А. Кашук, Л. Г. Заовражнова, О. Д. Никитюк.

Искусствоведы и художники, работающие на кафедре, разделяют общие педагогические принципы, главным из которых является раскрытие пластических особенностей произведений искусства от классики до современности, стремление научить будущих режиссёров, актёров, театроведов понимать язык цвета, ритма, композиции. Специалисты, составлявшие в различное время штат кафедры, претворяли на практике эти начала художественной педагогики, требовавшие подчас немалого мужества в противостоянии идеологическим схемам и политической конъюнктуре. Последовательным выражением принципов кафедры явилась организация в 1989 году в Центральном доме художника вечера памяти, посвящённого 100-летию Н. М. Тарабукина и ставшего началом возрождения нового, современного интереса к учёному, породившего волну публикаций его наследия. Большое значение в преподавании истории искусства педагоги кафедры придают знакомству студентов с подлинниками изобразительного искусства. Регулярно проводятся занятия в музеях и на выставках. На кафедре работают опытные специалисты, искусствоведы, круг научных интересов которых широк и разнообразен. Их публикации, выступления в печати и на обсуждениях выставок прочно связывают учебный процесс в ГИТИСе с современной художественной жизнью России.