Научно-методическая работа

Кафедра постоянно ведет большую научно-методическую работу. Поскольку предмет «Сценическая речь» находится на стыке с многими науками (театроведение, психология общая, психология творчества, физиология, фониатрия, логопедия, лингвистика, стиховедение и др.), на кафедре изучаются научные труды, открытия в перечисленных областях знаний. Они лежат в основе методических установок предмета. 
Кроме того, в течение многих лет работает постоянно действующий семинар, на который приглашаются ученые, авторы научных разработок, мастера сценического слова, исследуются и труды коллег-педагогов театральных вузов страны. Кафедра выпускает учебники, учебные пособия, методические разработки. Так, например, учебник «Сценическая речь» (под редакцией И.П.Козляниновой и И.Ю.Промптовой) выдержал уже пять изданий (1995, 2000, 2002, 2006, 2009). В учебнике, авторами которого являются, в основном, педагоги кафедры, подробно описаны методы работы по освоению культуры и техники речи. Большое внимание уделено искусству овладения образным словом, работе над стихом. Приведены списки рекомендуемой литературы по всем разделам предмета. Это – наиболее полный учебник, не имеющий аналогов в мире. 
Среди большого списка выпущенной кафедрой научно-методической литературы приведем лишь несколько изданий:

  • Искусство сценической речи. Сб.ст. – М.: ГИТИС, 2007.
  • Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.
  • Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985.
  • Культура сценической речи. Сб.ст./Под ред.Козляниновой И.П. М., 1978.
  • Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., 1967.
  • Промптова И.Ю. Воспитание речевой культуры режиссера. М., 1978.
  • Промптова И.Ю. Речевая культура русского театра. М., 1989.
  • Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955.
  • Сценическая речь в театральном вузе. - Вып. 1. – М: ГИТИС, 2006.
  • Сценическая речь в театральном вузе. Сб.ст. - Вып. 2. – М: ГИТИС, 2007.

Методика кафедры постоянно совершенствуется, развивается, открываются новые способы воздействия на речеголосовой аппарат студентов, апробируются и вводятся в практику новые упражнения. Их эффективность постоянно отмечают педагоги, преподающие основной предмет «Мастерство актера».

Развитию методики способствуют и профессиональные контакты с коллегами России (например, с Санкт-Петербургской академии театрального искусства, театральных вузов Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ярославля, Омска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары и др.), а также с коллегами из зарубежных стран. Так, в 1998-2000 гг. педагоги кафедры познакомились на практике с основами воспитания речевого голоса в Великобритании. Стаж проводила известный английский педагог и режиссер по слову Сисели Берри.

Кафедра щедро делится своим опытом с коллегами, а также постоянно оказывает методическую и практическую помощь актерам и режиссерам в театрах страны. Проводятся консультации, коллеги часто присутствуют на групповых и индивидуальных занятиях педагогов кафедры со студентами. Кафедра неоднократно проводила конференции и стажировки для педагогов других театральных вузов России. Мастера кафедры в течение многих лет проводят семинары, практические занятия в Речевом центре СТД, выездные лаборатории в других городах. В последнее десятилетие в ГИТИСе наряду с бюджетными курсами набираются и «коммерческие" актерские курсы, многие из которых обучаются на местах. Выезжая в различные регионы, где набраны курсы, педагоги оказывают большую научно-методическую и практическую помощь местным педагогам, способствуют повышению их профессионального мастерства (например, в Магадане, Казани, Новосибирске, Сургуте, Калининграде, Калуге, Майкопе, Ульяновске, Рязани и др.) Кроме того, педагоги кафедры проводят консультации и занятия по культуре и технике речи с представителями тех профессий, которые включают в себя так называемую публичную речь (политики, учителя, журналисты ТВ и радио, юристы и др.)