Информация для поступающих
Минимальное количество баллов для общеобразовательного и дополнительного вступительного испытания по специальности «Продюсерство»
Вступительные испытания по предмету |
Дополнительное вступительное испытание |
|
Русский язык | Литература | |
56 | 45 | 45 |
По русскому языку и литературе поступающий предъявляет результаты ЕГЭ (2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 гг.)
Для лиц со средним профессиональным и высшим образованием предусмотрена возможность сдачи общеобразовательных испытаний в вузе.
Программа дополнительных внутренних испытаний для поступления на Продюсерский факультет (Специалитет, срок обучения 5 лет. Специальность «Продюсерство», квалификация «Продюсер исполнительских искусств»)
Форма обучения – очная и заочная.
Срок обучения на очной форме обучения – 5 лет.
Срок обучения на заочной форме обучения – 5,5 лет.
Приёмные испытания состоят из двух частей (устной и письменной).
Часть 1. Профессиональное испытание.
В процессе профессионального испытания экзаменационная комиссия оценивает общий культурный уровень абитуриента, его представление о специфике избираемой профессии, знание истории искусств, в частности, истории театра, драматургии, современных театральных тенденций (их освещения в периодической печати), экономики и менеджмента театрального и концертного дела.
Комиссия также оценивает наличие у абитуриента интереса к театру и всей сфере исполнительских искусств, творческих способностей, соответствующих психологических и деловых качеств.
Профессиональное испытание проходит в форме устного собеседования. Вопросы, задаваемые экзаменационной комиссией, состоят из двух разделов:
- Вопросы по драматургии, истории искусств и истории театра.
- Вопросы по социально-экономическим и организационным проблемам развития современного общества, организации театрального и концертного дела.
Список обязательной литературы для подготовки к первому разделу вопросов по драматургии, истории искусств и истории театра.
Драматургия.
- Д.И. Фонвизин. Недоросль.
- А.С. Грибоедов. Горе от ума.
- А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Борис Годунов.
- М.Ю. Лермонтов. Маскарад.
- Н.В. Гоголь. Ревизор. Женитьба.
- А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница. Лес.
- А.В. Сухово-Кобылин. Смерть Тарелкина.
- А.К. Толстой. Царь Федор Иоаннович.
- Л.Н. Толстой. Власть тьмы. Живой труп.
- А.П. Чехов. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.
- М. Горький. На дне.
- В. В.Маяковский. Клоп.
- М.А. Булгаков. Дни Турбиных.
- В.С. Розов. Вечно живые.
- А.М. Володин. Пять вечеров.
- А.Н. Арбузов. Таня.
- А.В. Вампилов. Утиная охота.
- А.И. Гельман. Мы, нижеподписавшиеся.
- Л.С. Петрушевская. Московский хор.
- И. Вырыпаев. Валентинов день.
- Софокл. Царь Эдип.
- В. Шекспир. Гамлет. Ромео и Джульетта. Король Лир. Ричард III. Укрощение строптивой (три на выбор).
- Лопе де Вега. Собака на сене.
- Ж.-Б. Мольер. Тартюф. Лекарь поневоле.
- К. Гольдони. Слуга двух господ.
- К. Гоцци. Принцесса Турандот.
- П. Бомарше. Женитьба Фигаро.
- Ф. Шиллер. Разбойники.
- Г. Ибсен. Кукольный дом.
- Б. Шоу. Пигмалион.
- М. Метерлинк. Синяя птица.
- Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Добрый человек из Сезуана.
- Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора.
- Т. Уильямс. Трамвай «Желание».
- Э. Ионеско. Носорог.
- С. Беккет. В ожидании Годо.
- А. Миллер. Цена.
- Э. Олби. Кто боится Вирджинии Вульф?
- М. Макдонах. Калека с острова Инишман.
Литература по истории театра:
- К.С. Станиславский Моя жизнь в искусстве (любое издание);
- Вл.И. Немирович-Данченко. Из прошлого // Рождение театра. М.: 1978;
- Г.Н. Бояджиев От Софокла до Брехта (любое издание);
- В.И. Всеволожский-Гернгросс. Краткий курс истории русского театра (любое издание);
- М.А. Булгаков. Жизнь господина де Мольера (любое издание);
- В.А. Теляковский Воспоминания. М.-Л.: Искусство, 1965;
- П.А. Марков. О театре. В 4х тт. М.: Искусство, 1974. Статьи: Комиссаржевская; Новейшие театральные течения;
- Ш. Схейен. Русские сезоны навсегда. (любое издание);
- М. Копшицер. Савва Мамонтов. М.: Искусство, 1972;
- Е.И. Стрельцова Частный театр в России: от истоков до начала XX века.М., ГИТИС, 2009;
- Цикл лекций А.В. Бартошевича «Весь Шекспир» на youtube-канале «Арзамас»;
- Подкаст «Послушайте ГИТИС» и youtube-канал ГИТИСа.
Указанные выше драматургические и литературные произведения, а также работы по истории театра обязательны для прочтения поступающими в полном объеме. Экзаменационная комиссия задает вопросы по любому из указанных произведений.
Список вопросов по социально-экономическим и организационным проблемам развития современного общества, организации театрального и концертного дела для подготовки ко второму разделу устного испытания (продюсирование и менеджмент исполнительских искусств).
Примерный перечень вопросов:
- Что такое продюсирование? Какими качествами должен обладать продюсер?
- Что такое «продюсерский проект»? Продюсер и антрепренер – есть ли отличия между этими понятиями? Если да, то в чем? Назовите известных антрепренеров.
- Как вы понимаете такие понятия, как доход, расход, прибыль, применительно к театру?
- Как продавать искусство?
- Что такое государственная культурная политика? Каковы на сегодняшний день основные направления государственной культурной политики?
- Каково содержание понятия «театр как социальный институт»?
- Какова разница между коммерческими и некоммерческими видами деятельности? Примеры таких видов деятельности в сфере исполнительского искусства.
- В каких организационно-правовых формах коммерческой (некоммерческой) деятельности могут работать театры и концертные организации? К какому виду деятельности относятся государственные (муниципальные) бюджетные учреждения?
- Кто может стать Учредителем некоммерческих организаций, в том числе, учредителем государственных (муниципальных) организаций исполнительских искусств?
- Какие формы собственности вы могли бы назвать? В какой форме собственности могут существовать организации исполнительских искусств в нашей стране?
- В какой организационно-правовой форме зарождался Московский Художественный Театр и какова она сегодня?
- В каких организационных формах состояли Императорские и частные театры России конца XIX – начала XX века?
- Каковы актуальные проблемы современного театра?
- Что такое интеллектуальная собственность? В чем разница между авторским правом и смежными правами? Как в нашей стране защищается авторское право?
- С какими системами государственного управления вы знакомы?
- Как формировалась система государственного управления в организациях исполнительских искусств в России и какова она сегодня?
- Какие модели управления вы бы выбрали в своём театре: единоначалие; двоевластие художественного руководителя (главного режиссёра) и директора; или коллективную (например, с участием Художественного Совета)?
- Из каких элементов состоит творческий и производственный процессы в театре?
- Каковы цели государственной и общественной поддержки исполнительского искусства?
- Как формируется система финансирования театров и других организаций исполнительского искусства в России?
- Что такое – инвестирование? Каковы особенности инвестирования в организациях исполнительских искусств?
- Что такое налоги? Какую функцию они выполняют?
- Как осуществлялось финансирование: в Императорских театрах и частных театрах конца XIX – начала XX века?
- В чем заключается рыночный механизм? Назовите виды рынков. В чем особенность театрального рынка?
- Что такое – инвестирование? Каковы особенности инвестирования в организациях сферы культуры?
- Что такое благотворительность, меценатство, спонсорство, инвестирование? В чем разница между этими понятиями и как эти механизмы применимы в проектах, связанных с культурной деятельностью?
- Какое соотношение спроса и предложения складывается сегодня на рынке театрально-концертных услуг? Существует ли специфика ценообразования на билеты в театр, концертную организацию?
- Воздействует ли цена на зрительский спрос? Влияет ли цена на результат финансовой деятельности театра и концертной организации? Если бы вы устанавливали цены на билеты в театр или на концерт, то какими бы вы руководствовались принципами?
- Что такое фандрайзинг и как он применим в театре и концертной организации?
- Что такое маркетинг? В чём особенности маркетинга в театре? Какие современные технологии маркетинга вам известны?
- Что такое реклама? В чём особенности рекламной кампании театрального спектакля (концерта)? Какие современные рекламные технологии вам известны?
- Что делать, если билеты не продаются?
- Театр и зритель. Формирование зрительской аудитории в театре и концертной организации. Какие факторы влияют на формирование зрительской аудитории? Объясните понятия «свой зритель», «коллекционирование зрителя».
- Какие факторы влияют на посещаемость?
Высокая посещаемость спектакля, концерта – это всегда показатель эффективности творческой деятельности? - Как формируется прокатная афиша? Как строится прокат спектаклей, концертных и цирковых программ?
- В чем, по вашему мнению, заключена специфика трудовых отношений в театре, концертной организации? Существуют ли особенности формирования творческого состава в театре? Если есть, то, какие?
- В каком нормативном акте заложены Основы трудового права в Российской Федерации?
- Какие журналы, газеты, интернет-порталы, освещающие театральную жизнь вам известны?
Список обязательной литературы для подготовки:
- Законопроект о театре и театральной деятельности, 1998;
- Орлов Ю.М. Московский художественный театр: 1898 -1917 гг., творчество, организация, экономика. — ГИТИС. — М., 2011;
- Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. — М., ГИТИС, 1979;
- Жизнь сцены и контрактный мир. М., 1994;
- Игнатьева Е.Л. Экономика культуры. ГИТИС, 2012;
- Мамедов Э.А., Дадамян Г.Г., Смелянский Д.Я. Театральный продюсер: рассказы о профессии. — М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 90 с. (Серия «Библиотека театрального продюсера». Первый выпуск);
- Городецкая Л.А., Апфельбаум С.М., Мозговой Д.А., Кондрашова К.В. Проект театрального спектакля: экономика, финансирование, договорная работа. М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 128 с. (Серия «Библиотека театрального продюсера». Второй выпуск);
- Иванов О. В., Большаков Н. В., Дмитриевский В. Н., Дадамян Г. Г. Зрительская аудитория театра: размышления и исследования. М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 120 с. (Серия «Библиотека театрального продюсера». Третий выпуск);
- Князева А.Е., Овчинников И.А., Апфельбаум С.М., Симурзина Е.Н., Фокин А.И. Маркетинг спектакля: реклама и продвижение, продажа билетов, организация премьеры. М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2020. — 192 с. (Серия «Библиотека театрального продюсера». Четвёртый выпуск);
-
Орлов Ю.М., Журова Г.А., Носырев К.М., Родионов Д.В. Создание новой постановки: репетиции, производство, паспорт спектакля. – М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2020. – 160 с. – (Серия «Библиотека театрального продюсера». Пятый выпуск);
- Смелянский Д.Я., Иванов О.В. Театральный проект от А до Я на примере музыкального спектакля «Продюсеры». – М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2021 – 180 с. – (Серия «Библиотека театрального продюсера». Шестой выпуск).
Литература по организационным и экономическим вопросам театра также обязательна для прочтения.
Экзамен оценивается по 100-балльной шкале.
Критерии оценивания:
- ответ на вопросы по драматургии от 0 до 20 баллов;
- ответ на вопросы по истории театра от 0 до 20 баллов;
- ответ на вопросы по основам экономики от 0 до 20 баллов;
- ответ на общекультурные и правовые вопросы от 0 до 20 баллов;
- творческий потенциал и эмоциональная устойчивость от 0 до 20 баллов.
Часть II. Творческое испытание (письменно).
Письменный экзамен в форме сочинения на одну из предложенных тем. Темы сочинения связаны с творческой деятельностью, театром и экономикой театра, будущей профессией, искусством.
С правилами приема в ГИТИС на 2021-2022 учебный год можно ознакомиться по ссылке ниже:
Архив приема
Контакты продюсерского факультета
Телефон: +7 (495) 137-69-31 (доб. 149)
E-mail: producer@gitis.net
Продюсерский факультет находится во дворе главного здания ГИТИС:
Москва, Малый Кисловский пер., 6