Программа предмета "Сценическая речь"

Предмет "Сценическая речь" преподается в соответствии с программными требованиями. Ведущим принципом обучения является комплексность преподавания всех аспектов сценической речи: развитие речевых и голосовых возможностей будущих актеров, воспитание интонационно-мелодической культуры, воспитание дикционной и орфоэпической культуры, обучение процессу овладения содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова.

Методической основой предмета является система К.С.Станиславского. В течение 4 лет обучения искусству сценической речи будущие актеры и режиссеры знакомятся с наследием великих мастеров русского театра (К.С.Станиславского, Вл.И.Немировича-Данченко, Вс.Э.Мейерхольда, Е.Б.Вахтангова, М.Чехова, М.О.Кнебель и др.). В процессе обучения студентам прививаются навыки фонационного дыхания, совершенствуется их речевой голос, укрепляется и обогащается его диапазон (звуковысотный, динамический, темпоритмический), устраняются речевые недостатки (говоры, дикционные отклонения от фонетических норм), снимаются психологические и физические зажимы, мешающие свободному голосовому звучанию. Будущие актеры и режиссеры драматического и музыкального театра, эстрадного искусства изучаются нормы современного литературного произношения, учатся действовать словом, овладевать его образной и стилевой природой, изучают на практике законы стихотворной речи.

Обучение сценической речи ведется в тесном взаимодействии с занятиями по мастерству актера.

Предмет "Сценическая речь" преподается на 4 факультетах Университета: актерском, режиссерском, факультете музыкального театра и факультете эстрады. В связи с этим, преподавание основывается на общих для всех факультетов требованиях и тех, которые соответствуют требованиям будущей профессии студента (актер драмы, режиссер драмы, актер или режиссер эстрады, актер или режиссер музыкального театра).

Кафедрой накоплен богатый опыт преподавания и в национальных студиях. В ГИТИСе с 1930 г. постоянно воспитывались кадры для театров национальных республик страны (таджикских – 5 студий, казахских – 4, туркменских – 5, осетинская, татарская, якутская, балкарская, литовская, башкирская и мн.другие). Предмет "Сценическая речь" велся в тесном содружестве с педагогами по родному языку каждой студии, поэтому будущие актеры получали все навыки сценической речи на своем национальном языке.