РОССИЙСКИЙ

ИНСТИТУТ

ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА -


ГИТИС

Архив новостей театроведческого факультета

К 140-летию со дня рождения Вс.Мейерхольда
 

Фото: Наталья Базова
Фотогалерея (6 фото)

24 июня 2014 на театроведческом факультете прошла конференция «Методология творчества и наука о театре. К 140-летию со дня рождения Вс.Мейерхольда». В конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели ГИТИСа.

Российский театр рубежа ХХ-ХХI вв.

19 ноября 2013 в читальном зале библиотеки ГИТИСа состоялась конференция театроведческого факультета, участники которой пытались разгадать парадигмы театра прошлого, настоящего и будущего, создать портрет театра рубежного времени, понять механизмы развития сценического искусства.

Заседание открыл заведующий кафедрой истории театра России Б.Н. Любимов, он определил культурно-исторический вектор разговора. Продолжая дискуссию, педагоги кафедры – соведущие конференции, руководители курсов Н.С. Пивоварова, А.А. Степанова, А.Ю. Карась предложили для обсуждения студентам и аспирантам факультета комплекс театроведческих, политических, экономических и организационных проблем, различные точки зрения в изучении новейших театральных течений.

Участники конференции, обращаясь к сложнейшим вопросам художественной культуры ХХI века, старались определить особое место театра в современном пространстве, основные тенденции его трансформации, сквозные темы и рифмы. Цель подобных собраний – вместе научиться видеть и слышать живой голос прошлого, соединять разновременные исторические эпохи, рассматривать каждое явление в системе многообразных контекстов.

 

Фото: Наталья Базова

О наших учителях

15 ноября 2013 на театроведческом факультете состоялась конференция на тему "Наши учителя - Ю.И. Кагарлицкий".

Конференция прошла в рамках заседания кафедры истории зарубежного театра, где ученики Юлия Иосифовича Кагарлицкого, а ныне доктора наук и профессора ГИТИСа А.В. Бартошевич, Е.Г. Хайченко, М.Е. Швыдкой, А.А. Якубовский, Е.В. Кочетова и Л.Е. Баженова рассказывали молодому поколению театроведов о своем Учителе, о его вкладе в развитие науки и педагогики.

Юлий Иосифович Кагарлицкий был глубоким знатоком театра эпохи Просвещения и одновременно большим специалистом в области научной фантастики, филологии и театроведении, человеком благородным и разносторонним. С 1963 года член Союза писателей СССР, вице-президент Международного уэллсовского общества (Великобритания), лауреат премии "Пилигрим" (США).

Личность и деятельность Юлия Иосифовича хороший пример для молодых критиков!

 

Фото: Елена Рожкова

Круглый стол "Экспериментальный российский театр конца ХХ века"

14 ноября 2013 в гостях у студентов театроведческого факультета был Вадим Жакевич (Жак) – сценограф, график, инсталлятор, а также один из организаторов "Школырусскогосамозванства" (1989 г.), создатель известных сценических текстов, участник Творческих мастерских, международных фестивалей. Разговор, который сопровождался показом уникального видео, касался самых острых вопросов авангардного театра конца прошлого века: новаторства литературных композиций, критического осмысления экспериментального спектакля, его зрительского восприятия, продюсирования и финансирования концептуальных проектов. Это была чрезвычайно важная дискуссия для студентов-театроведов, в ходе которой выстраивался образ нового театра в историческом и культурном контексте эпохи перестройки.

 

Фото: Валерия Турецкая

Наш факультет: о корнях и традициях театроведения

10 октября на театроведческом факультете прошла конференция "Наш факультет", посвященная 135 - летию ГИТИСа. Педагоги кафедры истории театра России — зав. кафедрой, профессор Б.Н. Любимов, декан факультета, профессор Н.С. Пивоварова, профессор А.А. Степанова и ст. преподаватель Я.Ю. Харитиди рассказали студентам об истории факультета, о крупнейших ученых, педагогах и театральных критиках прошлого. На конференции обсуждались принципиальные проблемы, связанные с процессом формирования театроведения как науки; педагоги и студенты говорили об этических принципах профессии и о современном состоянии театральной критики.

Давно уже стали традицией театроведческого факультета встречи, конференции, вечера памяти, открытые заседания кафедры, посвященные "нашим учителям", необходимые не только педагогам, но и, конечно, студентам — молодым театроведам и критикам.

 

Фото: театроведческий факультет

Молодые театроведы размышляли о "политическом" театре

С 25 сентября по 1 октября в Литовской академии музыки и театра (Вильнюс) в третий раз проходила международная театроведческая конференция. В этом году ГИТИС представлял на конференции студент 4 курса театроведческого факультета Антон Хитров с докладом «Что такое политический театр в России?».

Молодые театроведы и критики из разных стран с очень непохожей политической ситуацией поднимали вопросы цензуры, управления культурой, образования, рассуждали о том, как театр осмысляет политическую жизнь. По традиции, событие было приурочено к театральному фестивалю Sirenos, в программу фестиваля-2013 вошли спектакли таких режиссёров, как Эймунтас Някрошюс, Оскарас Коршуновас и Константин Богомолов.

Фото: театроведческий факультет

Семь дней на Седьмом Межрегиональном фестивале в Омске

Не первый год студенты театроведческого факультета принимают участие в театральных фестивалях России, лабораториях, круглых столах и т.д. На этот раз в конце сентября, в сибирском городе Омске проходил фестиваль «Неделя экспериментального театра», у организаторов которого есть традиция — кроме Экспертного совета (в состав которого в разные годы входили преподаватели и выпускники ГИТИСа), есть и Альтернативное молодежное жюри, членами которого на этот раз стали и студенты ГИТИСа — театровед Гульнара Искакова и Максим Спивак, актер режиссерского факультета.

Участие в фестивале — это ценный опыт: в день по два-три спектакля, читки современных пьес, обсуждения спектаклей театров из Ангарска, Кемерово, Новосибирска, Москвы, Красноярска и, конечно, одного из самых театральных городов России — Омска, которые проходят в присутствии зрителей и актёров. Мало сна, но много дела!

Но кроме всего этого, студентка третьего курса театроведческого факультета Гульнара Искакова вела разговор об актуальных тенденциях современного театрального процесса, начав с рассказа о книге Ханса-Тиса Лемана, иллюстрируя свой доклад видеофрагментами спектаклей постдраматического театра.

Омичи просили приезжать еще и привозить целую команду театроведов из ГИТИСа, чтобы больше рассказывать, обсуждать, спорить, делиться мнениями и эстетическими впечатлениями.

Фото: театроведческий факультет

О наших учителях

13 сентября в рамках заседания кафедры истории зарубежного театра состоялась конференция, тема которой: «Наши учителя – Г.Н. Бояджиев». Д. искусств., профессор А.В. Бартошевич, профессор Е.Г. Хайченко и профессор Е.В. Кочетова рассказывали о д. искусств., профессоре и своем Учителе Г.Н. Бояджиеве, о его вкладе в развитие науки, о его грандиозной личности, о методологии и методике его преподавания.

Данная конференция была полезна студентам и аспирантам для их профессионального воспитания, для осмысления важности сущности традиции кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа.

 

Фото: театроведческий факультет

Дорогие наши друзья!

Мы поздравляем вас (и нас самих) с вашим приходом в ГИТИС. Вся наша жизнь прошла здесь. Долгие годы работы в ГИТИСе, теперь по праву носящим гордое имя Университета, убедили нас в том, что лучше, прекраснее нет места на земле. Не только потому, что в этих стенах учились и/или учили Товстоногов, Эфрос, Фоменко, а на нашем театроведческом - Марков, Мокульский, Бояджиев, Крымова, Соловьева: перечень славных имен можно длить и длить. Но и потому, что в ГИТИСе давно сложилась - и ныне сохраняется чудесная атмосфера веселого труда и человеческой близости. Вы сами это скоро почувствуете и станете частью шумного и счастливого сообщества учеников и учителей, объединенных любовью к театру, посвятивших ему свою жизнь.

Мы желаем всем вам счастья - и в профессии, и в жизни. Впрочем, разве это не одно и то же?

Ваши Алексей Бартошевич и Видас Силюнас

Фото: театроведческий факультет

"Подведение итогов"

     24 июня 2013 года в синем зале СТД прошла конференция театроведческого факультета ГИТИСа, на которой будущие критики размышляли об итогах театрального сезона. Студенты всех курсов, выпускники и абитуриенты, педагоги – Наталья Сергеевна Пивоварова, Анна Анатольевна Степанова и Елена Юрьевна Карась обсуждали острые сюжеты минувшего театрального года. Темы дискуссии были разными: смена администрации театров и эстетического курса новых лидеров; изменение дизайна – как важной составляющей позиционирования театров в городской среде; социальные проекты многих театральных коллективов как начало нового направления в отечественном театре. В ходе разговора стало ясно, что социальный проект в театре будет иметь резонанс, если его художественная составляющая станет адекватной общественной значимости.

     Но главное, конечно, что театроведы пытались сформулировать важнейшие проблемы и тенденции последнего сезона, формирование новой эстетики, нового театрального языка, анализируя "центральные" премьеры года: «Евгений Онегин» Римаса Туминаса, «Идеальный муж» Константина Богомолова, «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова, «Идиоты» Кирилла Серебренникова, "Горки-10" Дмитрия Крымова, «Враг народа» Никиты Кобелева. И в этой части конференции дискуссия была острой. И студенты, и преподаватели отметили поляризацию мнений в обществе, в пространстве художественной критики, да и среди практиков театра — как актуальную проблему современности.

     Итогом конференции театроведческого факультета ГИТИСа стало единодушное решение создать в следующем учебном году "Клуб молодых критиков" совместно с Театральным центром "На Страстном".

 

Фото: театроведческий факультет

Итоги учебного года

13 июня 2013 года кафедра истории театра России провела конференцию "Итоги учебного года: преподавание театроведческих дисциплин по новым учебным программам".

Внимание!
Марковские чтения

24 апреля 2013 года в 14.00 театроведческий факультет ГИТИС провел конференцию «Марковские чтения», посвященную творческому наследию крупнейшего театроведа ХХ века П.А. Маркова.
Конференция состоялась по адресу: Страстной бульвар, д. 10, Синий зал СТД РФ.

 

Фото: театроведческий факультет

Театр в городе

     С 29 марта по 1 апреля прошла Международная студенческая Конференция Volume , которую уже в третий раз проводит Театроведческий факультет ГИТИСа. [http://gitis.net/rus/faculty/theatroved/index.shtml Нынешняя конференция прошла в Политехническом музее при участии "Политеатра" .
     В конференции приняли участие студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Харькова, Варшавы, Франкфурта - на - Майне; не только театроведы, но и архитекторы, урбанисты и экскурсоводы. Выступающие по-разному подошли к своим сообщениям: кто-то свободно пользуется инструментами гуманитарной науки, другие готовят полноценные репортажи и даже театроведческие перформансы.
     Каждый год конференция приглашает специальных гостей – в прошлые годы в ГИТИСе выступали Кирилл Серебренников, Марина Давыдова, Роман Должанский, Юрий Бутусов, Константин Богомолов, Максим Курочкин . Для разговора на тему "театр в городе" студенты театроведческого факультета пригласили заместителя руководителя Департамента культуры Москвы Евгению Шерменёву – от столицы , режиссёров Юрия Муравицкого и Бориса Павловича – от провинции. Муравицкий стал руководителем нового театра «18+» в Ростове-на-Дону, а Павлович с 2006 года руководит кировским «Театром на Спасской».
     Участники - гости конференции ежегодно смотрят важные московские спектакли. В этом году в театральную программу Volume-3 входили постановки современной российской прозы – «Волны» Эдуарда Боякова по рассказам Владимира Сорокина и «Отморозки» Кирилла Серебренникова по роману Захара Прилепина; а также «Иллюзии» Ивана Вырыпаева и документальный стэндап Талгата Баталова «Узбек». Также участники конференции обсуждали спектакль «Волны» с артистами и зрителями «Политеатра» – получилось что-то вроде «класса практической критики», который многое прояснил в отношениях «профессионального зрителя» и обычной публики.
     Организаторы конференции планируют публиковать доклады и материалы к ним: следите за нашими новостями в Facebook http://www.facebook.com/events/376368969128916/

 
Volume. Театр в городе

     Театроведческий факультет Российского университета театрального искусства – ГИТИС (Москва) проводит III Международную студенческую конференцию – «Volume. Театр в городе». Конференция пройдет в Москве с 29 марта по 1 апреля 2013 г.

Место проведения - Политехнический музей,
Новая площадь ¾, 9 подъезд, зал научных конференций

План конференции.(Word, 40 Кб)

- Volume (книга, том) – это осмысление художником своей среды; то, как история и мифология города, его культурный ландшафт влияют на театральное мышление.
- Volume (вместимость, величина) – это выживание одного института внутри другого, и, как следствие, неизбежное давление города на работу театра.
- Volume (уровень звука) – это звучание театральных проектов в городской жизни, участие театра в городском брэндинге; это его присутствие в облике города в разнообразных видах: от биллбордов до уличных акций.

     Тема третьей конференции "Volume", которую проводит театроведческий факультет – театр в городе. Современный город с его историческим и культурным бэкграундом – это своеобразный текст, который не может не вмешиваться в театральный процесс. Многие театры немыслимы вне своих городов; уличный поток, градус общественной жизни – непременный предмет рефлексии театра. Вместе с тем, у города свои потребности и задачи, своё управление – всё это играет не последнюю роль в театральной повседневности. На повестке дня – создание брэнда города; и, будучи частью культурного пространства, театры тоже вовлечены в эту работу. Темы докладов могут иметь отношение как к современному театральному процессу, так и к истории театра: многие известные нам знаменитые спектакли и коллективы могли родиться только в своём городе. Мы надеемся, что в этом году наша конференция расширит свои границы, и приглашаем к сотрудничеству не только студентов-театроведов, но и студентов-продюсеров.
     Куратор конференции – Пивоварова Наталья Сергеевна (кандидат искусствоведения, профессор, декан театроведческого факультета, художественный руководитель курса).
     Заявки на доклад принимаются до 20 марта на адрес anna-tenko@ya.ru. Доклад может быть в любой форме, длительностью 5-15 минут. Принять участие в обсуждении докладов может любой желающий. Кроме всего прочего, ожидаются встречи с участниками российского театрального процесса, чья работа так или иначе касается темы конференции.

Форма заявки на участие в конференции:
1) ФИО
2) Город, учебное заведение, образование
3) Тема
4) Тезисы
5) Необходимость в аппаратуре (видео/аудио, микрофон и т.д.)
6) Дни пребывания
7) Контактный телефон и e-mail

Внимание!

Появилось расписание подготовительных курсов факультета.

УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ!
На театроведческом факультете работают ежегодные
ПЛАТНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

Учебный план подготовительных курсов:

  • история театра России - 30 часов (10 занятий)
  • история зарубежного театра - 21 час (7 занятий)
  • история театральной критики - 6 часов (2 занятия)
  • семинар по театральной критике - 18 часов (6 занятий)
Лекции читают ведущие преподаватели театроведческого факультета
Семинары проводят педагоги,  набирающие очный и заочный курсы
Занятия проходят с 1 февраля по 10 мая, 2 раза в неделю с 17 часов.

Стоимость всего цикла лекций (75 академических часов) - 30 000 рублей

В мае-июне проходят бесплатные консультации для абитуриентов с преподавателями ГИТИС и мастерами, набирающими 1 курс.

Справки и запись на курсы с 1 декабря 2012года по тел. (495) 690-51-78 или teatroved@gitis.net (деканат театроведческого факультета)

Вниманию абитуриентов!

Памятку для поступающих (+список литературы) вы можете
скачать здесь (файл .doc 61 кб)

Расписание подготовительных курсов будет опубликовано в январе 2013 года.

Дорогие первокурсники!
Карась Елена Юрьевна

Вот и случилось - вы студенты ГИТИСа. Вы прошли трудный конкурс, которого давно не было на факультете. Вы поступили в трудный год. В 1982 году тоже самое случилось и со мной. В сентябре я и мои однокурсники стали студентами курса Бориса Николаевича Любимова и Натальи Сергеевны Пивоваровой, но еще не знали, что наступают новые, «исторические» времена. Спустя два месяца умер Брежнев, начиналась другая эпоха. Мы чувствовали, что мир меняется, но еще не знали, в какую сторону.

Вы поступили в год, когда тоже многое переменилось и еще изменится. В мире, стране и театре. Умер Петр Наумович Фоменко, который в 80-е набрал в ГИТИСе два своих блистательных курса, один из которых и стал основой его знаменитой «Мастерской».

Вам тоже предстоит жить в «исторические времена», размышлять о них, определять их, быть с ними. Я от всей души желаю вам пройти это испытание на высоте профессиональной и человеческой ответственности, азартно, творчески, и по возможности - радостно.

В добрый путь!

Внимание!
Уважаемые абитуриенты!

Прием документов на театроведческом факультете проводится
с 15 июня по 5 июля (очное отделение),
с 15 июня по 30 июня (заочное отделение)
с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:00
30 июня (суббота) - с 11:00 до 18:00

Справки по тел. +7(495)690-51-78 и e-mail teatroved@gitis.net

Расписание консультаций для абитуриентов на июнь 2012 г.
(обновлено 18 июня 2012 г.)

7 июня (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

14 июня (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

15 июня (пятница) - 15:00-18:00 – История зарубежного театра. Профессор Хайченко Е.Г.

20 июня (среда) - 17:00-19:00 – Театральная критика. Профессор Любимов Б.Н.

21 июня (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

22 июня (пятница) - 15:00-18:00 – История зарубежного театра. Профессор Хайченко Е.Г.

28 июня (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

29 июня (пятница) - 15:00-18:00 – История зарубежного театра. Профессор Хайченко Е.Г.

Следите за обновлениями расписания консультаций!

Победители театроведческого факультета «Студенческой весны - 2012»
Поздравляем лауреатов ХХIII Фестиваля – конкурса самостоятельных студенческих работ
Российского университета театрального искусства – ГИТИС!
За лучшую работу по истории театра:

Дашу Аксенову (1 премия)
Настю Паукер-Бравину (2 премия)
Наташу Крылову (2 премия)
Лену Белову (3 премия)

За лучшую работу по театральной критике:

Антона Хитрова (1 премия)
Наташу Базову (2 премия)
Лену Алдашеву (2 премия)
Максима Чуклинова (3 премия)
Алину Зайнутдинову (3 премия)
Олю Бицан (3 премия)

«Здравствуй, Драма. Новый код»

Студентки третьего курса Анастасия Паукер и Дарья Аксёнова вошли в состав экспертного совета пятого фестиваля современной драматургии «Драма. Новый код», который прошёл в Красноярске с 16 по 20 мая 2012 г. Наряду с театральными критиками Олегом Лоевским, Александром Висловым и Светланой Щагиной студенты участвовали в обсуждении новейших пьес, представленных в формате читки. Авторами читок были молодые режиссеры Дмитрий Волкострелов, Семён Александровский, Никита Рак и Антон Безъязыков. В дискуссиях участвовали и сами драматурги: Вячеслав Дурненков, Нина Садур, Александр Строганов, Ярослава Пулинович. В качестве гостей фестиваль посетили и различные спектакли: «Вий» Российского академического театра драмы им. Ф. Волкова (реж. Семён Серзин), «Аляска» Театра.Doc (реж. Михаил Угаров), «Заполярная правда» Лаборатория ON.ТЕАТР (реж. Семён Александровский) и т.д.

«Здравствуй, Драма. Новый код» «Здравствуй, Драма. Новый код»

Фестиваль «ДНК» в Красноярске ждут целый год. Посещать фестиваль, знакомиться с новинками драматургии, обсуждать увиденное и услышанное стало уже славной традицией, правда, пока достаточно узкого круга людей. Но люди эти, отложив все дела, готовы в течение 5 дней с утра и до поздней ночи слушать читки, смотреть привезённые спектакли и фильмы, говорить, обсуждать и спорить об увиденном. Фестиваль этот разрушил привычное строение ДНК этого города, сломал традицию, перекодировал сознание.

Фото: Дарья Аксенова, Дмитрий Чайкин

Расписание консультаций для абитуриентов на май 2012 г.

17 мая (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

24 мая (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

31 мая (четверг) - 17:00-19:00 – Театральная критика и история театра России. Доцент Карась Е.Ю.

Следите за обновлениями расписания консультаций!

Звенигород: «Новая театральная реальность» 2012

Студенты театроведческого факультета Наталья Абакшонок, Анастасия Качан, Анна Пральникова, Гульнара Искакова и Вячеслав Уваров принимали участие в дискуссиях, создании спектаклей и брали интервью у участников звенигородской лаборатории «Новая театральная реальность» 2012.

Звенигород: «Новая театральная реальность» 2012 Звенигород: «Новая театральная реальность» 2012

Форум-лаборатория «Новая Театральная Реальность» создает пространство для эксперимента. Молодые режиссеры получают возможность поставить спектакль в короткий срок. Первый этап «НТР» 2012 года проходил в Звенигороде с 15 по 22 апреля. В нем участвовали пять групп: из Москвы, Ярославля, Краснодара, Стерлитамака и Перми. Лаборатория подразумевает не только непрерывный процесс репетиций, но и тренинги, мастер-классы и, разумеется, неформальное общение. Специфика формата лаборатории «НТР» заключается в том, что происходит взаимодействие всех составляющих театрального механизма. В каждой группе работает не только режиссер, актеры и художник, но и театроведы и продюсеры.

Звенигород: «Новая театральная реальность» 2012 Звенигород: «Новая театральная реальность» 2012

В каждую секунду рождается какой-то элемент спектакля. Площадкой для репетиций может стать самое неожиданное место: номер пансионата, фойе корпусов, или просто природный ландшафт Звенигорода. Итоги своих работ участники показывают впоследствии на площадке Театрального центра «На Страстном».

Новая победа. «Встречи в России»

Евгения Вуль, студентка второго курса театроведческого факультета, стала победителем конкурса театральной рецензии для творческой молодежи, проведенного Союзом театральных деятелей РФ совместно с фестивалем «Встречи в России» 2012. Фестиваль прошел с 12 по 15 апреля в Петербурге. Четверо победителей конкурса – Виктория Биктимирова (Ташкент, Узбекистан), Екатерина Немчинова (Липецк), Мария Ряпулова (Киев, Украина) и Евгения Вуль (Москва) – были приглашены в северную столицу и выпустили два номера фестивальной газеты под руководством московского театроведа Павла Руднева.

«Нам были предложены уникальные условия: абсолютная свобода слова и объема высказывания, возможность придумывать любые форматы текстов. Редакция газеты состояла из трех человек, плюс четыре автора. Незнакомые до этого, мы быстро сгруппировались и за неделю напряженной, четкой работы и не подумали разочароваться друг в друге»

Новая победа. «Встречи в России» Новая победа. «Встречи в России»

На фестиваль «Встречи в России» приезжают русскоязычные театры стран СНГ. Многие режиссеры являются петербургскими выпускниками, которые уезжали и создавали свои театры до распада СССР. Здесь они сталкиваются с представителями петербургской и московской театральной критики, в том числе, старшего поколения, многие из которых помнят эти театры в зачатии. Начинающие критики, не испытывая ностальгии ни по людям, ни по стране, ни по языку, связанные с молодым театром, читающие современную драматургию, выглядели...

«...как ежи-альбиносы. Такой фестиваль, заполненный спектаклями – корявыми деревьями, что выросли, как смогли,  – прекрасная почва для взращивания своих цветов концепций и отработки форм в полевых условиях»

Харьков: «Художник во времени и пространстве»

Студенты первого и второго курсов театроведческого факультета приняли участие в международной искусствоведческой конференции «Художник во времени и пространстве», проходившей 12 и 13 марта 2012 года в Харьковском государственном университете искусств им. Котляревского. Ксения Ходош и Ольга Югай в своем выступлении обратились к проблеме совместного творчества различных режиссеров и художников. Наталья Базова, Татьяна Уткина и Гульнара Искакова анализировали творчество режиссера Юрия Бутусова и его вечного союзника по созданию спектаклей художника Александра Шишкина. Полина Манафова говорила о будущем театра художника, о возможных тенденциях его развития, основываясь на проблемах современного поколения. Событием конференции стало выступление аспиранта ГИТИСа Николая Бермана. Очередной театроведческий перформанс о спектакле Волкострелова «Солдат» поразил харьковскую и московскую публику.

Харьков: «Художник во времени и пространстве» Харьков: «Художник во времени и пространстве»

Тема конференции позволяла говорить не только о современном театральном процессе, но и о развитии современного искусства в целом. Доклады украинских студентов не были сконцентрированы внутри родного театра. Так, например, аспирантка факультета анимационного театра Анна Семенихина говорила о пространстве творчества французского режиссера Филиппа Жанти. Аня видела спектакли Жанти только в записи, но это не стало помехой для сочинения блестящего доклада, в котором аспирантка очень точно рассуждала о концепции визуального театра режиссера.
Вечером в программе конференции был поход на спектакль «Крыса» молодой театральной команды «СТО Прекрасные Цветы», сочетающий в себе опыт пластического театра и театра кукол. После спектакля было обсуждение, на котором артисты объективно воспринимали критику и радостно принимали взгляды из «вне».

УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ!
На театроведческом факультете работают ежегодные
ПЛАТНЫЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ
Покорение Сибири
Покорение Сибири Покорение Сибири

Велика и прекрасна Сибирь, но местных театроведов пока еще не воспитывает. С 8 по 10 декабря в Красноярском ТЮЗе была проведена встреча с московско-петербургской театроведческой делегацией, в которую входили критики А. Вислов, С. Щагина, а также студентки театроведческого факультета ГИТИСа — Наталья Абакшонок, Анастасия Качан и Александра Мухамеджанова. Цель визита - не только знакомство с городскими красотами, например, рекой Енисей и памятником командору Н.П. Резанову, но и оценка современного репертуара театра. По инициативе художественного руководителя ТЮЗа Р. Феодори были проведены обсуждения спектаклей театра. Среди критиков периодически возникала яростная полемика, но результатом эмоциональных дискуссий стали конкретные рекомендации как труппе, так и руководству театра.

Покорение Сибири Покорение Сибири

Студенты-театроведы не могли обойти стороной знаменитую историю красноярского ТЮЗа и посетили музей театра, ведь здесь начинали свой путь К. Гинкас, Г. Яновская, Ю. Погребничко, Л.Малеванная, Н.Олялин. Подводя итоги, можно сказать, что анализ творческих достижений и будущих преобразований в театре должен проходить в непосредственном контакте критиков, труппы и руководства. Региональные театры сейчас крайне интересны новыми идеями, поэтому такие поездки необходимы столичным студентам-театроведам. Здесь можно приобрести не только профессиональный опыт, но и осмыслить общероссийский театральный контекст.

XV Международная студенческая конференция «VOLUME: Театр и мифы»

Российский университет театрального искусства – ГИТИС

Театроведческий факультет

8-11 декабря 2011

ХV Международная студенческая конференция

«VOLUME: Театр и мифы»

  • Volume (уровень звука) - это эхо истории и голос сегодняшнего дня; это мифы о национальном прошлом и настоящем; это самосознание и рефлексия современной культуры.
  • Volume (величина, масса) – это определение значения и места социокультурных мифов как явления современного театрального процесса.
  • Volume (книга, том) - это интерпретация мифов театральной культуры, их переосмысление и отражение в новом сценическом пространстве, насыщение их актуальными смыслами; это архетипические сюжеты и образы, транспонированные в XXI век, в эпоху, которой мы принадлежим.

Идея международных конференций молодых театроведов принадлежит студентам ГИТИСа и СПГАТИ. Первая встреча прошла в апреле 2008 года в Ярославском Государственном Театральном Институте (ЯГТИ), также конференции проводились в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове, Минске, Львове и Вильнюсе, во многих городах став регулярными.

Тема очередной конференции (в ГИТИСе она состоится уже в третий раз) – «VOLUME: Театр и мифы». Речь на ней пойдёт о мифах, понятых как устойчивые представления о прошлом страны, сценическом искусстве и его задачах, тех или иных вечных культурных сюжетах. О том, как они воплощаются сегодня в театре, интерпретируются, разрушаются и сменяются новыми.

Помимо докладов, в программу конференции войдут встречи с ведущими российскими театроведами и режиссёрами, совместные просмотры и обсуждения спектаклей.

К участию приглашаются студенты, аспиранты и магистранты театроведческих факультетов России, стран СНГ и ближнего зарубежья.

Проезд и проживание за свой счет

Куратор конференции – профессор, декан театроведческого факультета Наталья Сергеевна Пивоварова

тел:. (495) 690-51-78
Факс: (495) 690-51-78
e-mail: teatroved@gitis.net

контактное лицо:  Анна Пральникова  8-917-559-44-26

Театроведы подводят итоги саратовской лаборатории «Четвертая высота»
Саратов, «Четвертая высота» Саратов, «Четвертая высота»

С 27 октября по 1 ноября в Саратове прошел Шекспировский фестиваль ежегодной творческой лаборатории «Четвертая высота». Шесть режиссеров из Москвы (Дмитрий Волкострелов, Полина Стружкова и Елена Невежина), Франции (Разерка Бен Садиа-Лаван и Ян-Жоэль Колен) и Германии (Андреас Мерц) в течение нескольких дней работали с актерами саратовского ТЮЗа над пьесами Шекспира. 30 октября студенты 3 курса театроведческого факультета ГИТИСа приехали в Саратов для того, чтобы вместе с московскими и питерскими критиками (О. Лоевским, А. Бартошевичем, М. Райкиной, Дж. Фридманом) принять участие в обсуждении получившихся эскизов и решить, стоит ли режиссерам продолжать работу над спектаклями.

Саратов, «Четвертая высота» Саратов, «Четвертая высота»

Лаборатория «Четвертая высота» - полезный опыт для режиссеров, не ограниченных в этом проекте никакими рамками, прекрасный шанс для саратовских актеров попасть в руки молодых новаторов, профессиональная практика для молодых театроведов и, конечно, глоток свежего воздуха для саратовской публики.

Победители театроведческой Олимпиады в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства уже  второй раз проводит Всероссийскую Олимпиаду студенческих работ по специальности «Театроведение».

В состав жюри олимпиады от ГИТИСа вошла Анна Анатольевна Степанова - профессор,  ведущий педагог театроведческого факультета.

После удачного опыта в 2009 году, где наши театроведы заняли призовые места, сегодняшние студенты  4 курса в нелегкой борьбе с театроведами Ярославского государственного театрального института и  СПбГАТИ одержали победу в каждой номинации Олимпиады 2011 года.

Поздравляем победителей!

Алдашева Елена – 1 премия в номинации Историко-театральные работы: «Категория пространства в драматургии Н.В. Гоголя» 

Зотова Наталья – 1 премия в номинации Театрально-критические работы: «Возможные миры Робера Лепажа»

Уваров Вячеслав – 2 премия в номинации Историко-театральные работы: «Музыка и музыканты в шекспировском театре»

Челюк Ольга – 3 премия  в номинации Историко-театральные работы: «Черты эстетики барокко в спектакле по трагедии Филиппа Мессинджера “Дева-мученица”»

Один день в Ярославле
Один день в Ярославле Один день в Ярославле

Студенты IV курса театроведческого факультета 3 ноября отправились в Ярославль на открытие знаменитого Волковского фестиваля. Курс Алены Юрьевны Карась связывает с этим городом давняя дружба. В этот раз четверокурсники совершили экскурсионный марш-бросок по историческому центру города, посетили спектакль «Дачники» нового худрука театра им. Федора Волкова Евгения Марчелли, а после спектакля в неформальной обстановке знакомились со студентами Ярославского театрального института.

Театральный фестиваль THREEPLAY
Театральный фестиваль THREEPLAY

В конце сентября начале октября 2011 года проходил театральный фестиваль - THREEPLAY. Организовывать фестиваль помогали студенты театроведческого факультета ГИТИСа. Идея проекта - за три дня создать полноценный спектакль. Главные действующие лица фестиваля: И. Вырыпаев, К. Вытоптов, О. Глушков, А. Маноцков, А. Легчаков и команда «Копы в огне». Помощниками режиссеров были студенты курса Н.С. Пивоваровой: Таня Уткина, Наташа Базова, Женя Вуль, Галла Гинтовт, Саша Мухамеджанова и Аня Пральникова.

Словосочетание «Я тебе доверяю» - главное, что можно было услышать в эти три дня. Все строится на доверии: съездить за табуретками, чтобы спасти спектакль К. Вытоптова, нарисовать декорации для «Копов в огне» или сделать программки для О. Глушкова - не вопрос!

«Ты чувствуешь свою причастность к созданию спектакля, а следовательно, свою значимость»
(студенты 2 курса)

Когда театр говорит о театре

С 29 сентября по 1 октября в Вильнюсе проходила интернациональная театроведческая конференция на тему «Когда театр говорит о театре». Тема была подсказана экспериментами литовских режиссёров среднего поколения, и, в частности, их признанного лидера Оскараса Коршуноваса (к удивлению московских студентов, для литовцев его творчество сегодня актуальнее, чем поздние спектакли Эймунтаса Някрошюса, кумира театральной Москвы).

Конференция, общий план Обсуждение докладов

Конференцию организовали студенты Литовской Академии Музыки и Театра, вдохновившись, по их же собственным словам, конференцией «Volume», прошедшей в ГИТИСе в декабре 2010 года, на которой они читали доклады. Конференция была прикреплена к ежегодному литовскому театральному фестивалю «Sirenos» («Сирены»). После докладов, читавшихся утром, участники конференции смотрели спектакли фестиваля, за день по два.

Александра Шестопалова и Александра Платущихина Лиза Спиваковская и Антон Хитров

В Вильнюс приехали театроведы из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. Нельзя не отметить, что далеко не все в Литве продолжают учить русский язык, и студенты, помимо театроведческих навыков, получили возможность круглосуточно практиковать английский. Героями докладов – как у литовских студентов, так и у гостей – были по большей части не состоявшиеся мастера режиссуры, а 40-летние: Оскарас Коршуновас, Андрей Могучий, Юрий Бутусов и другие. От театроведческого факультета ГИТИСа выступали: Александра Шестопалова, Александра Платущихина с докладом «Саморефлексия театра как тенденция российской режиссуры»; Алексей Киселёв с докладом «Система стереотипов как основа зрительского восприятия»; Елизавета Спиваковская с докладом «Перечитывая «Вишнёвый сад» Чехова. Поиски современным театром новых слов для самоосмысления»; Антон Хитров с докладом «Люди, танцующие на рубежах: инициации в театре Пины Бауш».

Алексей Киселёв Николай Берман и Сергей Фишер

Николай Берман (участник и член оргкомитета практически всех театроведческих конференций последних лет, где ГИТИС принимал участие), не ограничился формой простого доклада и выступил с очередным театроведческим перформансом под названием ««Мы – чайки!» «Чайки» над московскими сценами»».

Фото: Kamilė Žičkytė

Вся галерея (7 фото)

Театроведческий факультет вышел на улицу
1 сентября 2011 года 1 сентября 2011 года
1 сентября 2011 года 1 сентября 2011 года

1 сентября 2011 года вручение студенческих билетов впервые произошло под открытым небом, под звуки импровизированного оркестра, аплодисменты и дружеские шутки старшекурсников. Вручали студенческие билеты руководители первых курсов Анна Анатольевна Степанова и Александр Александрович Вислов. Поздравляли первокурсников Алексей Вадимович Бартошевич (заведующий кафедрой истории зарубежного театра), Борис Николаевич Любимов (заведующий кафедрой истории театра России) и декан театроведческого факультета Наталья Сергеевна Пивоварова.

Фото: Алина Зайнутдинова

Вся фотогалерея (41 фото)

Степанова Анна Анатольевна

Мои дорогие первокурсники, поздравляю вас с первой гитисовской победой - вы взяли этот бастион!

Пусть сложатся в единый и прекрасный курс все ваши разнообразнейшие индивидуальности.
Пусть нам всегда будет интересно и хорошо постигать всякие театроведческие премудрости вместе.
Пусть театр не утратит своей магии для вас за годы учебы, но станет частью вашей жизни, а вы по праву войдете в театральное сообщество.
Пусть все будет именно так.

А.А. Степанова

Вниманию абитуриентов!

Памятку для поступающих (+список литературы) вы можете
скачать здесь (файл .doc 61 кб)