РОССИЙСКИЙ

ИНСТИТУТ

ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА -


ГИТИС

Архив новостей кафедры сценической речи

Круглый стол

14 декабря 2013 в 16.30 в учебном корпусе на Таганке (ул. Земляной вал, д. 66/20) на кафедре сценической речи состоялся круглый стол: «Интонационные модели в практике преподавания сценической речи».

Современная наука "Сценическая речь" обогащается научными открытиями и методическими разработками смежных наук: филологии, фониатрии, логопедии, лингвистики и др. Изучение трудов Е.А. Брызгуновой и Г.Н. Ивановой-Лукьяновой по теме: "Нормативность русской интонации" и адаптация их к театральной педагогике позволили разработать методические и практические рекомендации в обучении интонированию, паузированию, созданию логических ударений, варьированию темпа и ритма. Применение интонационных моделей в практике преподавания сценической речи развивает речевой слух, расширяет интонационную палитру студента, прививает навык грамотного чтения текста с листа.

Основные докладчики: проф. И.Ю. Промптова, доц. каф. акт. маст-ва А.В. Конышев, ст. преп. В. Косенко.
Со-докладчики: ст. преп. П.Е. Елисеева, ст. преп. Р.В. Фесак.

 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

14 декабря 2013 в 11.00 в учебном корпусе на Таганке (ул. Земляной вал, д. 66/20) на кафедре сценической речи прошел круглый стол: «Наследие великих мастеров: Речевая школа А.Я. Таирова. ПЖ М.Чехова».

Московский Камерный Театр под руководством А.Я. Таирова отличает особая эстетика, и сценическая речь вносит в образ этого театра свою краску. Ритм речи, музыка слова, интонационная выразительность, дикционная отточенность, голосовой диапазон, тембр на территории КТ обретали усиление во всех своих характеристиках. В рамках круглого стола предполагается показ фрагментов из архивных видеозаписей спектаклей КТ, а так же сохранившиеся аудио записи голоса Алисы Коонен. Это позволит вникнуть в режиссерский подчерк Таирова, и понять место сценической речи в этом театральном эстетическом пространстве. С точки зрения педагогики представляет интерес школа-студия, а впоследствии Государственные Экспериментальные Театральные Мастерские при КТ. Какова была методология работы в школе? И какое место в общей системе воспитания актера КТ занимала такая дисциплина, как сценическая речь.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

13 декабря 2013 в ауд. 316 (ул. Земляной Вал, д. 66/20) состоялся мастер-класс доц. Н.В. Гольтяпиной «Рече-голосовой тренинг на факультете музыкального театра».

В рече-голосовом тренинге для студентов музыкального театра необходимо учитывать специфику факультета. Перед педагогом ставятся особые задачи, среди которых: сближение речевого и певческого голоса, освобождение речевого голоса от вокализации, установка артикуляции в речи и в пении, переключение от речи к пению и наоборот. Необходимо учитывать и особенности вокального артикулирования. При переходе от речевой фонации гласных к пению часто уничтожается фонетическая индивидуализация гласных, и, как следствие, нарушается дикция у актера-певца. При этом согласные звуки задавлены большой протяженностью гласных: согласные - "слабые", а гласные - "сильные". Для тренировки фонетической ясности звуков речи актеру музыкального театра необходимо предлагать уже на 1-ом курсе особый вид упражнений, а именно, музыкально-дикционный речитатив.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

13 декабря 2013 в 13.00 в ауд. 15 (М. Кисловский пер., д. 6) состоялся мастер-класс доц. Л.М. Гарницы «Речь абитуриентов. Актуальные проблемы предмета «Сценическая речь».

Нынешние абитуриенты выросли в эпоху интернета, мобильной связи, SMS-сообщений. Процесс общения "расчеловечился", заменился обменом информацией. Это не может не отразиться на речи подрастающего поколения. Мышцы речевого аппарата не развиваются должным образом, у большинства поступающих стиснутые челюсти, голоса тихие и тусклые, слух не развит. В связи с этим, следует корректировать процесс обучения с учетом выявленных проблем. Необходимо изучение опыта отечественных и зарубежных театральных школ, привлечение знаний смежных наук: логопедии, фониатрии, психологии, коррекционной педагогики и др.

 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

9 декабря 2013 в 16.00 в учебном корпусе на Таганке (ул. Земляной вал, д. 66/20) на кафедре сценической речи прошёл круглый стол: «Мастера сцены: актеры, режиссеры, педагоги о слове, речи, голосе».

К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко неоднократно обращались к проблеме художественного слова в воспитании актера. Через слово великие мастера театра воплощали жизнь человеческого духа. Слово - "венец творчества. Оно же должно быть источником всех задач, и психологических и пластических". О работе над сценическим словом пишут М.О. Кнебель, Б. Захава, Г. Кристи, В. Пансо, Е. Гротовский, А. Гончаров, А. Эфрос, И. Судакова и др. Обзор высказываний и мыслей великих мастеров сцены и слова позволит сфокусировать внимание к звучащему на сцене слову и способствовать расширению методик работы над словом. Кроме того, такой обзор может послужить началом работы над новым сборником статей педагогов кафедры.

На круглом столе выступали: проф. С.П. Серова, проф. Д.В. Трубочкин, проф. И.Ю. Промптова, доц.Н.В. Гольтяпина.

 
 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

6 декабря 2013 c 16.30 до 18.30 в ауд. 46 Б (М. Кисловский пер., д. 6) прошёл мастер-класс доц. И.А. Автушенко для аспирантов и молодых педагогов "Тренировка звуковысотного, темпоритмического, динамического диапазона на удлиненной строчке".

Комплекс упражнений на тренировку звуковысотного, темпоритмического и силового диапазона голоса дает возможность разнообразного комбинирования заданий, наиболее эффективных, плодотворных для каждого студента. Тренировка на удлиненной строке требует технической оснащенности учащихся и предусматривает дальнейшее развитие их речеголосовых данных. Мастер-класс был посвящен тренингу гибкости и плавности звучания, расширению диапазона на речевом и напевном приемах, выравниванию переходов из регистра в регистр в парных и индивидуальных упражнениях.

 
 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

5 декабря 2013 с 13.00 до 14.30 в ауд. 36 (М. Кисловский пер., д. 6) прошёл мастер-класс доц. В.П. Камышниковой «Тренинг, 1 курс. Начальные упражнения по технике речи».

Мастер-класс был посвящён начальному этапу работы над техникой речи, над голосом. Первые упражнения нацелены на освобождение тела, тренировку мышц опоры, так как это крайне важно для всей последующей работы. Особенностью тренинга на режиссёрском факультете является совместная работа над техникой речи режиссёрской и актёрской групп. Молодым педагогам и аспирантам полезно увидеть начало работы.

 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

4 декабря 2013 в 17.00 в учебном корпуск на Таганке (ул. Земляной вал, д. 66/20) на кафедре сценической речи состоялся круглый стол: «Проблемы преподавания на заочных курсах».

Работа на заочных курсах имеет свою специфику: в короткий сессионный промежуток необходимо освоить все разделы сценической речи, предусмотренные программой. Методы обучения студентов-заочников корректируются с учетом специфики факультета, эстетики мастерской, творческих установок художественного руководителя курса. Практический опыт педагогов, методические разработки кафедры сценической речи ГИТИСа, а также других театральных школ позволяют отбирать наиболее эффективные средства для профессиональной подготовки студентов, применять комплексные методы обучения.

В ходе круглого стола были заслушаны доклады доц. Е.В. Проскуряковой, доц. В.С. Смоляницкой. Со-докладчиками выступили доц. И.А. Политковская и доц. Н.В. Гольтяпина. В обсуждении участовали доц. О.И. Матушкина, В.С. Косенко, П.Е. Елисеева.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

2 декабря 2013 в 11.00 в ауд. 32 (Малый Кисловский пер., д.6) прошёл мастер-класс доц. Л.Г. Кайдаловой для аспирантов и молодых педагогов «Стихи в движении».

Мастер-класс доц. Л.Г. Кайдаловой был посвящен тренировочным упражнениям на соединение звучания с движением. Для работы использовались тексты стихов Н. Гумилева "Ягуар", "Жираф", "Озеро Чад". В сложных физических формах студенты находят свободное и удобное для себя звучание, сохраняя при этом ритм стиха, его размер, логику повествования. Педагог применяет различный подход к работе над стихом в движении: ритмические и темповые вариации, голосовые и дикционные импровизации с использованием звуковысотного диапазона, комбинирование сильного и слабого звучания.

В мастер-классе принимали участие студенты 2 курса актёрского факультета ГИТИСа, аспиранты и педагоги кафедры сценической речи.

 

Фото: О.В. Шубина

Конференция

28 ноября 2013 в 15.00 в читальном зале библиотеки ГИТИСа (Малый Кисловский пер., д. 6) прошла конференция кафедры сценической речи «И мы сохраним тебя русская речь…».

В рамках конференции прошла выставка научных и учебно-методических работ кафедры.

В работе конференции приняли участие педагоги по сценической речи, сотрудники и аспиранты ГИТИСа, педагоги московских театральных вузов. Ректор ГИТИСа К.Л. Мелик-Пашаева в приветственной речи гостям и участникам конференции поздравила кафедру сценической речи с прошедшим юбилеем и выразила уверенность в дальнейшей плодотворной работе педагогов кафедры. Развивая методику преподавания предмета, педагоги изучают опыт своих коллег в отечественных и зарубежных школах,знакомятся с научно-методическими трудами. Практическая деятельность кафедры позволяет студентам овладеть «школой», без которой нет пути в профессиональный театр. На кафедре тесно сотрудничают педагоги разных поколений. Важно сохранить преемственность, чтобы молодые педагоги знали и помнили тех, кто создавал кафедру, кто развивал речевую педагогику, оснащал ее научными и методическими трудами. Это основатель кафедры Е.Ф. Саричева, ее преемница И.П. Козлянинова, педагоги кафедры: Е.И. Леонарди, С.А. Аристархова, А.А. Титова, В.П. Горенкова, Ю.С. Филимонов и другие.

 
 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

25 ноября 2013 в 14.00 в ГИТИСе (М. Кисловский пер., д. 6) на кафедре сценической речи прошёл круглый стол для аспирантов и молодых педагогов: «Работа над стихом на материале спектакля «Крысолов».

Работа над поэзией М. Цветаевой требует от актёра особой собранности и подготовки, колоссальных энергетических затрат, профессионального владения законом перспективы речи и других разделов предмета. Спектакль «Крысолов» возник в ходе работы по сценической речи над заданием «стихи в движении» и перерос в дипломную работу. В связи с этим в репетициях совместились творческий подход актёра к тексту и активная тренировка техники речи. Кроме того, на круглом столе были представлены три точки зрения на этот спектакль: педагога по сценической речи, режиссёра и актрисы, участвующей в спектакле.

Основные докладчики: канд. иск., проф. Н.А. Зверева, канд. иск., проф. И.Ю. Промптова, ст. преп. Р.В. Фесак, ст. преп. П.Е. Елисеева.
В обсуждении принимали участие: проф. Н.А. Зверева, ст. преп. В.С. Косенко, аспиранты кафедры сценической речи.

 
 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

23 ноября 2013 в 12.00 в ГИТИСе (М. Кисловский пер., д. 6) на кафедре сценической речи прошёл круглый стол для аспирантов и молодых педагогов: «Современная русская поэзия. Имена и проблемы».

Современная русская поэзия с одной стороны весьма спорное явление, которое многие не принимают; с другой стороны – это огромный пласт культуры, практически не изученный в современной театральной педагогике. Изучение этого явления современной литературы необходимо, так как язык современной поэзии близок к современному языку в жизни, а проблемы, поднимаемые современными поэтами, близки и понятны современным студентам.

Конечно, работа над современной поэзией может являться только дополнением к освоению классической русской литературы в практике сценической речи. Речь на круглом столе шла о тех авторах и произведениях современной русской поэзии, которые, по мнению участников круглого стола, достойны внимания и изучения в театральном вузе, а так же о направлениях развития русской поэзии и способах работы с этим материалом будущих актёров и режиссёров.

С докладами выступили доц. С.В. Кузнецова и ст. преп. Р.В. Фесак. В дискуссии участвовали педагоги и аспиранты кафедры сценической речи.

 
Круглый стол

21 ноября 2013 с 16.45 по 19.30 в ауд. 226 ГИТИСа (ул. Земляной Вал, д. 66/20) прошёл круглый стол на тему: «Проблемы преподавания на факультете музыкального театра».

На круглом столе был проведён обзор наследия и традиционных методик преподавания речи на факультете музыкального театра и сравнение их с новыми направлениями, научными и методическими открытиями в этой области.

Основными докладчиками стали педагоги по сценической речи на факультете музыкального театра доц. И.А. Политковская, доц. Е.В. Проскурякова.
Со-докладчики: проф., канд. иск. И.Ю. Промптова, доц., канд. иск. И.А. Автушенко, доц. Н.В. Гольтяпина, доц. Т.И. Сополёв.

В обсуждении принимали участие: доц., зам. зав. кафедрой вокального искусства К.М. Иванов, ст. преп. Т.С. Савина, ст. пр. В.С. Косенко, ст. преп. П.Е. Елисеева.

 
 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

21 ноября 2013 с 11.00 до 14.00 на факультете эстрады в ауд. 409 (ул. Земляной Вал, д. 66/20) прошёл мастер-класс проф. С.П. Серовой для аспирантов "Овладение законами стиха на материале поэзии Р.Бернса".

Овладение законами стихотворной речи, а именно: ознакомление с теорией стиха, ее практическое освоение, выработка чувства ритма, умение действовать поэтическим словом, нести мысль, подтекст - необходимый фундамент, основа дальнейшей работы студентов над стихотворной драматургией. Обращение к поэзии Р.Бернса, в ритмический пульс его стихов, их игровую природу раскрепощает студента, будит его фантазию и делает более восприимчивым к элементам стихотворной речи (межстиховые паузы, рифма, смысл, действенность поэтического слова).

Ведущая мастер-класса: проф. С.П. Серова.
На мастер-классе присутствовали: ст. преп. О.А. Лаврёнова, аспиранты кафедры сценической речи: Д.А. Воздвиженский, Т.И. Васильева, О.В. Шубина, студенты 2-го курса факультета эстрады.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

19 ноября 2013 в 16.00 на кафедре сценической речи (М. Кисловский пер., д. 6) состоялся мастер-класс народной артистки РФ, профессора кафедры сценической речи ГИТИСа А.М. Кузнецовой для аспирантов и молодых педагогов «Интерпретация авторского текста».

Мастер-класс проф. Кузнецовой был посвящен работе над литературным материалом. В художественном слове студент воплощает авторский замысел, доносит смысл произведения. Эта работа формирует и оттачивает мировоззрение, заставляет рассматривать материал с серьезных общественных позиций. От глубины вскрытия текста, подробности историко-литературного анализа зависит и эмоциональная насыщенность рассказа, и осмысление образов, и оценка фактов, и действенная сила слова и, наконец, право на интерпретацию событий.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

16 ноября 2013 в 11.00 в ауд. 301 учебного корпуса на Таганке (ул. Земляной вал, д. 66/20) прошёл мастер-класс «Тело как инструмент».

На встрече с врачом-неврологом В.Г. Шуренковым для студентов и преподавателей сценической речи и вокала на факультете музыкального театра были рассмотрены вопросы зависимости голосообразования от правильной работы тела, верной осанки, отсутствия различных мышечных напряжений и других нарушений. Важность мероприятия состоит в углублении знаний по проблемам физиологии голоса, так как они всё более внедряются в область вокальной и речевой педагогики и влияют на развитие методики преподавания.

Основные докладчики: врач-невролог В.Г. Шуренков, доц. Е.В. Проскурякова.
На мастер-классе присутствовали студенты 1 курса музыкального театра, педагоги по вокалу, педагоги по сценической речи.

 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

14 ноября 2013 в 18.00 в ауд. 24 Главного учебного корпуса (М. Кисловский пер., д. 6) прошёл круглый стол «Учителя и ученики. Актуальные проблемы предмета «Сценическая речь» (обсуждение сборника статей педагогов кафедры).

В сборнике представлены статьи аспирантов, молодых педагогов и их наставников. Но не только этим фактом обусловлена заявленная в названии преемственность поколений, педагогических принципов и методики обучения. Главным образом, тем, что статьи молодых авторов обращены к изучению творческого наследия выдающихся деятелей русского театра: В.Э. Мейерхольда, М.А. Чехова, А.А. Гончарова, А.В. Эфроса, их подходу к авторскому тексту, методу разбора, их эстетических принципов звучащего на сцене слова. Работы молодых представителей кафедры занимают равноправное место среди статей опытных педагогов, исследующих насущные проблемы предмета "Сценическая речь". Сочетание традиционных знаний и изучения различных аспектов современного театрального обучения характеризует научно-методическую направленность кафедры сценической речи ГИТИСа, что наглядно проявилось в предложенном к обсуждению сборнике.

Редактор сборника канд. иск., проф. И.Ю. Промптова, редактор сборника канд. иск., доц. И.А. Автушенко.
На круглом столе выступали: проф. А.М. Кузнецова, доц. В.С. Смоляницкая, ст. преп. В.С. Косенко, ст. преп. П.Е. Елисеева, асп. Т.И. Васильева, асп. О.В. Шубина.

 

Фото: О.В. Шубина

Мастер-класс

11 ноября 2013 в 9.30 в ауд. 32 Главного учебного корпуса (М. Кисловский пер., д. 6) прошёл мастер-класс доц. Л.Г. Кайдаловой для аспирантов «Рече-голосовой тренинг на актёрском факультете.2-й год обучения». Мастер-класс был посвящен работе над звуковысотным, темпоритмическим, динамическим речеголосовым диапазоном студента. Предложенный доц. Л.Г. Кайдаловой комплекс упражнений направлен на совершенствование природных данных студента, развитие речевого слуха и речеголосовой выразительности. В процессе тренировки педагог ставит студентов в условия общения, взаимодействия, игры. Это способствует воспитанию более чуткого восприятия, снимает зажимы с речевого аппарата, активизирует речь. На мастер-классе присутствовали: ст. преп. Р.В. Фесак, асп. Т.И. Васильева, асп. Д.А. Воздвиженский, асп. О.В. Шубина.

 

Фото: О.В. Шубина
Фотогалерея (6 фото)

Мастер-класс

7 ноября 2013 с 16.00 до 18.00 на кафедре сценической речи (ул. Земляной вал, д. 66/20) прошёл мастер-класс проф. И.Ю. Промптовой для аспирантов и молодых педагогов на тему «Событийно-действенный анализ текста».

В предмете "Сценическая речь" важнейшее место занимает работа над текстом. В художественном слове студент учиться вскрывать и доносить смысл произведения. От глубины вскрытия текста, точности событийно-действенного анализа зависит эмоциональная насыщенность рассказа, осмысление образов, оценка фактов и действенность слова. Предложенный проф. И.Ю. Промптовой метод событийно-действенного анализа (с использованием графических кардиограмм и др.) позволяет зримо представить все изменения поступков героев в связи с новыми событиями. Применению визуальных средств (графиков, схем, рисунков и др.) в анализировании событийно-действенной структуры текста посвящен мастер-класс канд. иск., проф. И.Ю.Промптовой. Участники мастер-класса – молодые педагоги и аспиранты кафедры сценической речи: доц. Л.Д. Волкова, ст. преп. Т.С. Савина, ст. преп. В.С. Косенко, асп. Т.И. Васильева, асп. Д.А. Воздвиженский, асп. О.В. Шубина.

 

Фото: О.В. Шубина
Фотогалерея (5 фото)

Мастер-класс

5 ноября 2013 в 16.30 на кафедре сценической речи состоялся мастер-класс доцента, кандидата искусствоведения И.А. Автушенко "Актуальные проблемы предмета «Сценическая речь»" для аспирантов и молодых педагогов.

Методика преподавания предмета "Сценическая речь" постоянно развивается, уточняется, совершенствуется. Поиск новых путей совершенствования выразительных речевых средств будущих актеров обусловлен состоянием современной науки - филологии, психологии, фониатрии, логопедии. Кафедра сценической речи ГИТИСа обладает уникальным методическим и практическим опытом. Педагоги изучают методики своих коллег в отечественных и зарубежных школах, знакомятся с научно-методическими трудами. На кафедре тесно сотрудничают педагоги разных поколений. Сохранение преемственности речевой педагогики сочетается с творческими поисками, обусловленными теорией и практикой театра.

 

Фото: О.В. Шубина

Круглый стол

3 ноября 2013 с 14.30 до 17.00 на кафедре сценической речи прошёл круглый стол «Сценический диалог: от упражнения - к спектаклю (на основе видеоматериалов конференции Санкт-Петербургской академии, 16-18 октября 2013г.)».

В науке о сценической речи подробно разработана методика обучения навыкам диалогической речи. Поэтому в театральной школе пристальное внимание уделяется овладению законами сценического диалога: как в работе над текстом, так и в речеголосовом тренинге. С первых шагов обучения в упражнениях на формирование навыков верного голосоведения студенты ставятся в условия партнерского взаимодействия. Установка педагога не на формальную тренировку звучания, а на рождение звука, выявление его действенной направленности и звуковое взаимодействие позволяет приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятльности актера. И, все же, проблема перехода от звучания в упражнениях к речи в спектакле остается одной из самых важных для педагогов. Изучение опыта коллег, педагогических методов петербургской театральной школы обогащает методику и практику преподавания сценической речи, побуждает педагогов к творческому поиску и дальнейшему самосовершенствованию.

Докладчиками и участниками круглого стола стали педагоги кафедры сценической речи ГИТИСа: проф. С.П. Серова, доц., канд. иск. И.А. Автушенко, доц. Н.В. Гольтяпина, доц. Л.М. Гарница, доц. Л.Д. Волкова, доц. В.С. Смоляницкая, ст. преп. В.С. Косенко, ст. преп. Т.С. Савина, аспиранты кафедры Т.И. Васильева, Д.А. Воздвиженский, О.В. Шубина.

 

Фото: О.В. Шубина
Фотогалерея (4 фото)

Конференция

24 октября в 18.30 в Российском университете театрального искусства - ГИТИС по адресу Малый Кисловский пер., д.6, аудитория 39 прошла научно-практическая конференция, подготовленная кафедрой сценической речи, «Новые методики в преподавании сценической речи» (на основе практических показов всероссийской конференции педагогов и студентов театральных ВУЗов «Сцена. Слово. Речь». (СПбГАТИ. 16-18 октября, 2013 г.)

Культура сценической речи является неотъемлемой частью профессиональной культуры актёра. Путь перехода от бытовой, упрощённой речи к выразительному, яркому звучанию чрезвычайно сложен и индивидуален. Педагог сталкивается со множеством проблем, связанных с пластической свободой студента, подвижностью дыхательных мышц, эластичностью голосовой мускулатуры, с разнообразными дикционными и произносительными недостатками. Совершенствование речеголосовых данных – сложный, последовательный процесс, требующий комплексного подхода. Наряду с техническими методами тренировки используются приёмы и способы косвенного и опосредованного влияния на речеголосовой аппарат студента. Поэтому каждая театральная школа ищет свои пути воспитания актёра. Педагоги кафедры сценической речи ГИТИСа, обладая богатейшим опытом, готовы к творческому взаимообмену методическими и практическими знаниями с педагогами отечественных и зарубежных школ.

Содержание конференции:

Практический показ студентов 4 курса режиссёрского факультета «Поиски игровой природы автора: из опыта работы над спектаклем «Евгений Онегин» по роману А.С.Пушкина» (мастерская проф. О.Л.Кудряшова, педагог по сценической речи доц. С.В.Землякова).

Обсуждение:

Основные докладчики: худ. рук. курса, проф. О.Л.Кудряшов, доц. С.В.Землякова, проф. С.П.Серова о методе игрового подхода к авторскому тексту.

Со-докладчики: доц. Л.М.Гарница, доц. Л.Д.Волкова, доц. Н.В.Гольтяпина о новых научно-методических трудах и практических методиках в обучении сценической речи.

В обсуждении участвовали педагоги кафедры сценической речи Российского Университета театрального искусства «ГИТИС» : канд. иск., проф. И.Ю.Промптова, канд. иск., доц. И.А.Автушенко, доц. Н.В.Гольтяпина, доц. С.В.Землякова, проф. С.П.Серова;
А также педагоги театральных вузов Москвы: проф. В.В. Мархасёв (Школа-студия МХТ), доц. А.М.Бруссер (Театральный институт им. Б.Щукина), проф. Ларионова Евгения Александровна, доц. Аниконова Надежда Константиновна (Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина).
Присутствовали педагоги и студенты театральных вузов Москвы.

 

Фото: кафедра сценической речи
Фотогалерея (8 фото)

Конференция

6 октября в 12.00 в Российском университете театрального искусства - ГИТИС по адресу ул. Земляной Вал д. 66/20 на факультете музыкального театра в ауд. № 201 прошла научно-практическая конференция, подготовленная кафедрой сценической речи «Эстетика звучащего слова в творчестве П.Н. Фоменко».

П.Н. Фоменко – один из ведущих режиссеров, воспитавший не одно поколение режиссеров и актеров, успешно работающих в театре и кино. Спектакли Фоменко отличаются богатой фантазией и парадоксальностью мышления, блестящим актёрским ансамблем и совершенно особым отношением к авторскому слову. Он обладал способностью слышать поэтическую мелодию текста и создавать звукопись спектакля. Поэтому творческая кухня режиссера Фоменко, его подход к слову, разбор текста, замечания по речи актерам вызывают живой интерес театральных педагогов. Как добивается он свежести звучания хрестоматийного текста, точности действия, филигранной «скорописи речи», «громоподобного взрыва внутренней жизни» в тихом звучании. Изучение творческого метода П.Фоменко на кафедре сценической речи безусловно получит свое развитие в поисках новых путей в работе над текстом и совершенствовании выразительных речевых средств студентов.

Основные докладчики: засл. деят. иск. РФ, проф. С.П. Серова; доц. В.П. Камышникова об опыте работы в мастерской П.Н. Фоменко, в театре П. Фоменко, заслуженная артистка РФ Полина Кутепова.
В обсуждении участвовали педагоги кафедры сценической речи Российского университета театрального искусства - ГИТИС: проф. И.Ю. Промптова, доц. И.А. Автушенко, доц. Н.В. Гольтяпина, доц. С.В. Землякова.
Присутствовали: В.В. Мархасев (Школа-студия МХАТ), Н. Ковалева (Театральный институт им. Б. Щукина), студенты курсов В.В. Мирзоева, А.Б. Тителя, Е.Б. Каменьковича, студенты ВГИКа.

 

Фото: кафедра сценической речи
Фотогалерея (8 фото)

Конференция

15 сентября в Российском университете театрального искусства - ГИТИС, по адресу ул. Земляной Вал д.60/20, на факультете эстрады прошла научно-практическая конференция, подготовленная кафедрой сценической речи «Педагогический показ как эффективный метод работы на предмете «Сценическая речь». Изучение и исполнение звучащего слова поэтов и мастеров театра».

Состоялся практический показ студентов 3 курса режиссерского факультета (мастерская проф. Е.Б. Каменьковича и проф. Д.А. Крымова, педагог по сценической речи доц. И.А. Автушенко); 3 курса актерского факультета (мастерская проф. Б.А. Морозова, педагог по сценической речи доц. Н.В. Гольтяпина); 3 курса факультета музыкального театра (мастерская проф. А.Б. Тителя и проф. И.Н. Ясуловича, педагоги по сценической речи проф. И.Ю. Промптова, доц.И.А. Автушенко). Прозвучали работы по записям С. Есенина, А. Ахматовой, И. Смоктуновского, М. Астангова, В. Яхонтова, Б. Ахмадулиной, О. Даля, С. Юрского, Т. Дорониной.

Основными докладчиками были:
канд.иск., доц. И.А. Автушенко; доц. Н.В. Гольтяпина; зав.кафедрой, канд.иск., засл.деят.иск.РФ, проф. И.Ю. Промптова; засл.деят.иск.РФ, проф. С.П. Серова; доц. Л.Д. Волкова - о работе со студентами над звучащим словом мастеров сцены и поэтов, методические установки данного раздела с учетом специфики факультета.
Декан факультета эстрады, проф. А.Ф. Одинокова высказала свое мнение о значимости упражнений на подражание в процессе воспитания артиста эстрады.

В прениях участвовали педагоги кафедры сценической речи ГИТИСа и приглашенные на конференцию педагоги других театральных школ Москвы: Школы-студии МХАТ: В.В. Мархасев; Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина: О. Бойцова, Н. Макарова; Театрального института им. Б. Щукина: А.М. Бруссер, Н. Ковалева; Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИКа), Российской государственной специализированной академии искусств и др.

 

Фото: кафедра сценической речи
Фотогалерея (12 фото)

Студенты ГИТИСа в Тарусе

14 сентября в Тарусе прошло торжественное открытие памятника Белле Ахмадулиной. В концерте в честь открытия приняли участие студенты ГИТИСа (3 курс, факультет музыкального театра, мастерская проф. А.Б. Тителя и проф. И.Н. Ясуловича). Вместе с педагогами кафедры сценической речи (проф. И.Ю. Промптовой и доц. И.А. Автушенко) студенты подготовили программу, состоящую из стихотворений Б. Ахмадулиной и романсов на её стихи.

Кроме того, студенты, преподаватели и аспиранты кафедры сценической речи, а также студенты факультета сценографии и преподаватели кафедры сценографии (Е.А. Устинова, В.В. Хархалуб) посетили с экскурсией комплекс, где был расположен дом М.И. Цветаевой, памятный камень «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева», церковь, в которой отпевали мать М.И. Цветаевой, и прочие памятные места. На месте дома Цветаевой так же была представлена стихотворная программа (по произведениям М.И. Цветаевой).

 
 

Фото: кафедра сценической речи
Фотогалерея (16 фото)

Весенняя сессия 2013

В ГИТИСе состоялась весенняя экзаменационная сессия.
Кафедра сценической речи работала на 4-х факультетах: актерском, режиссерском, факультете музыкального театра и на факультете эстрадного искусства. На экзаменах, их обсуждениях присутствовали педагоги кафедры речи и мастера, руководители курсов.
Лучшие работы студенты покажут в новом учебном году на концертах в доме-музее Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», в Тарусе, в доме-музее Б.Пастернака, в доме-музее М.Н. Ермоловой, М.И. Цветаевой, в музее-усадьбе А.П. Чехова в Мелихово и др.

1-2. Студенты 1 курса ф-та эстрады (маст. М.Б. Борисова)

 

3. Обсуждение экзамена с участием худ. рук. курса, проф. М.Б. Борисова

 

4-6. Студенты 1 курса актерского ф-та (маст. В.А. Андреева)
7. Обсуждение экзамена с участием худ. рук. курса, проф., н.а. СССР В.А. Андреева

 
 

8. Студенты 2 курса режиссерского ф-та (режиссерская группа, маст. Е.Б. Каменьковича)
9. Обсуждение экзамена с участием худ. рук. курса, проф. Е.Б. Каменьковича

 

10. Студенты 3 курса режиссерского факультета (маст. О.Л. Кудряшова)
11. Обсуждение экзамена с участием худ. рук. курса, проф. О.Л. Кудряшова

 

Фото: кафедра сценической речи.

Концерт "Лауреаты - лауреатам" на Учебной сцене

31  марта 2012 г. на Учебной сцене Российского университета театрального искусства - ГИТИС состоялся концерт “Лауреаты - лауреатам”.

Концерт был посвящен XX Юбилейному конкурсу студентов-чтецов ГИТИСа - “Страницы любимых произведений”

Жюри конкурса за работой (2011 г.)