РОССИЙСКИЙ

ИНСТИТУТ

ТЕАТРАЛЬНОГО

ИСКУССТВА -


ГИТИС

Кафедра истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств

Межфакультетская кафедра истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств существует свыше 50 лет. Первоначально она была организована как подразделение, обучающее азам музыкального воспитания с помощью практических курсов музыкально-ритмического воспитания и музыкальной грамоты. Долгое время этим отделом руководила Н.П. Збруева, обучившая музыке многих известных сегодня актеров.

В дальнейшем на кафедре был введен уникальный предмет "музыка в драматическом театре", который в течение двух с половиной десятилетий преподавал проф. И. М. Меерович, заведующий музыкальной частью Театра им. В. Маяковского, талантливый музыкальный оформитель, содействовавший созданию десятков драматических спектаклей и фильмов.

В конце 60-х – начале 70-х кафедру возглавляла известный музыкальный историк, доктор искусствоведения Е.С. Берлянд-Черная. В это время в обучении студентов впервые возникло разделение на теоретические и исторические музыкальные дисциплины.

С середины 70-х годов по настоящее время кафедру возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Р.Г. Косачева. За эти десятилетия произошло качественное переосмысление творческой работы кафедры. Она приобрела ярко выраженную теоретическую направленность на изучение истории и практики всего комплекса музыкально-сценических искусств, став не только естественным подспорьем для факультета музыкального театра, но и всех факультетов Университета.

Сегодня в ГИТИСе широко изучается история и теория музыкально-сценических жанров, музыкального языка и форм на факультетах хореографии, режиссеров драмы, театроведческом. Основы музыкально-сценических жанров студенты изучают также и на продюсерском факультете. Учитывая широту охвата студенческой аудитории и специфику деятельности кафедры, в 80-е годы она была переименована в межфакультетскую и стала называться кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств. Соответственно расширился и круг творческих задач и направлений в деятельности кафедры.

Помимо каждодневной практической преподавательской и учебно-методической работы, в частности, впервые создана развернутая программа по курсу музыкального театра (автор – Р.Г. Косачева). Важная роль отводится крупным проектам по систематизации и осмыслению проблем музыкально-сценического искусства. Коллективом кафедры создан ряд трудов – сборники и книги, посвященные художественным процессам в современном музыкально-сценическом искусстве. Это и проблемы музыкально-сценических жанров ("Музыкальный театр: драматургия и жанры"), и новое осмысление оперной классики в ХХ веке ("Моцарт. Пространство сцены").

Преподаватели кафедры принимают участие в многочисленных симпозиумах и конференциях по музыкально-театральному искусству, выступают со статьями и рецензиями на новые оперные и балетные спектакли, работают над темами, долгие годы остававшимися "закрытыми" по разным причинам для России. Так, учеными кафедры в частности, впервые была исследована музыка и хореография в Дягилевском балете (докторская диссертация и книга Р.Г. Косачевой), открыто имя французского композитора Оливье Мессиана – монография К.Л. Мелик-Пашаевой, опубликована первая в России книга о финской опере 60-70-х годов (автор – Р. Г. Косачева).

Последний по времени глобальный проект коллектива кафедры – периодизация и осмысление всего музыкально-сценического процесса, начиная с истоков и до наших дней. Сделаны первые шаги в этом направлении в 2003 году кафедра выпустила "Антологию оперного творчества московских композиторов второй половины ХХ века", где собрано и систематизировано оперное искусство наших современников. В различных формах – статьи-исследования, интервью с композиторами, рецензии – представлены размышления о судьбах оперы сегодня.

Объявление

Российский университет театрального искусства - ГИТИС объявляет конкурсный отбор на должность заведующего кафедрой истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств.

(20.11.2014)